ООО «НПК «Нанокомпозит» в кооперации с ЗАО НТЦ Прикладных Нанотехнологий и ЗАО «Завод «Композит» разработали и внедрили на основе методов порошковой металлургии усовершенствованную ресурсосберегающую промышленную технологию для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения (втулок) для нужд железнодорожного транспорта России.
Металлопорошковые втулки рычажно-тормозной передачи подвижного состава имеют многолетний опыт эксплуатации. Эти детали изготавливаются из порошкового легированного материала на основе железа (СПЛ) с последующей пропиткой маслом. За все время поставок нареканий по качеству продукции не поступало, однако метод пропитки себя не оправдывал, так как имел недостаточный ресурс. Учитывая это, наши специалисты доработали метод пропитки, применив для нее суспензию наноразмерных углеродных частиц (астраленов), без изменения остальной технологии изготовления деталей.
Маслонаполненные втулки СПЛ с нанодобавками (далее — втулки СПЛсН) выпускаются по ТУ 3180-016-00221155-2012 и предназначены для работы в рычажно-тормозной передаче вагонов железнодорожного транспорта, в том числе вагонов метрополитена. Они успешно прошли пробеговые испытания и имеют положительное заключение ОАО «ВНИИЖТ», который подтвердил соответствие ресурса этих деталей требуемым РЖД параметрам.
По заключению механической лаборатории ПГУПС назначенный ресурс втулок СПЛсН в условиях рядовой эксплуатации достигает 1 млн. км.
Таким образом, мы предлагаем продукцию, качество которой подтверждено многолетним опытом эксплуатации, а прогнозируемый ресурс при этом увеличен более чем в 2 раза даже при отсутствии дополнительного обслуживания.
Втулки СПЛсН имеют твердость не менее 100 НВ, предел прочности при радиальном сжатии не менее 380 МПа, изготавливаются в климатическом исполнении УХЛ1 и предназначены для эксплуатации в диапазоне температур окружающей среды от – 65°С до + 60°С. Втулки сохраняют работоспособность при кратковременных повышениях температуры до + 80°С (не более 4 часов).
ООО «НПК «Нанокомпозит» располагает производственными мощностями, способными полностью удовлетворить спрос РЖД и метрополитенов на эту продукцию и предлагает рассмотреть целесообразность ее применения и в других аналогичных узлах оборудования различных областей машиностроения.